суббота, 27 октября 2018 г.

Наши приключения на земле пензенской. Усадьба Устиновых. с. Грабово

Я могу ошибаться, но в нашей области это, наверное, единственная усадьба, которая была полностью восстановлена. И она чудесна!

 В первую поездку мы сюда не попали, полюбовались из-за забора, т.к. сейчас в этом дворце расположен психоневрологический интернат.
Во вторую поездку "толпа" была уже организованной и мы полюбовались усадьбой и снаружи и изнутри.


Сразу же сказу, что нынешние обитатели усадьбы весьма приветливы и гостеприимны - большие дети.

Вся территория просто утопает в зелени и цветах.


 
А розы! Они восхитительны!








Без истории никуда )))

Устиновы приобрели село Грабово в 1823 г. Помещичью жизнь здесь они начали традиционно: в том же году построили в селе каменный храм в честь Казанской иконы Божией матери. Он не сохранился, не осталось даже изображения.
Устиновы – известнейший дворянский род, представители которого внесли достойный вклад в историю и культуру России, многие из них были потомственными дипломатами. Они владели имениями в восьми российских губерниях, в том числе в Саратовской и Пензенской, домами в Петербурге, Москве, Саратове.
Дворянство Устиновых начинается с Михаила Андриановича (1754-1838), который перешел во дворянство из купеческого сословия. От его пяти сыновей пошли пять ветвей рода.
С Грабовкой связаны потомки от третьего сына Михаила и от пятого сына Григория. Правнуком этого Григория, кстати, был известный английский артист и режиссёр Питер Устинов.
Григорий Михайлович Устинов, пожалуй, самый беспутный из всего устиновского потомства, имел одну дочь и троих сыновей. Первый сын, отставной гвардии штабс-ротмистр Михаил Григорьевич, долго лечился за границей, вернувшись в Россию, женился на О. К. Преженцовой. Их сын Николай и стал последним владельцем Грабовки.
По семейному преданию, Михаил Григорьевич всё свое состояние проиграл в Монте-Карло, в том числе дом на Ривьере, около 20 миллионов и «всё под чистую». Сын остался без всякого состояния. Тогда его усыновил владевший Грабовкой Александр Михайлович Устинов (1843-1912).

Судя по всему, до 1890-х годов в Грабове существовала сельскохозяйственная экономия. Недалеко от этого села при Пыркинской лесной даче, где А. М. Устинову принадлежало более 5000 десятин земли, был винокуренный завод, занимавший одно из первых мест в губернии по выкурке спирта.
В 1896 г. было открыто движение по железнодорожной ветке Пенза – Рузаевка, и завод был перенесён в Грабово, ближе к дороге. Кроме него у А. М. Устинова в Грабове имелось более 2,5 тысяч десятин земли, появились крахмальный и кирпичный заводы, водяная мельница.
Вероятно, тогда же возникла мысль о строительстве усадьбы в Грабове. На это решение мог повлиять и выход Александра Михайловича в отставку с дипломатической службы. 
Памятная книжка Пензенской губернии на 1911 год уже характеризует Грабовку как «одну из лучших сельскохозяйственных экономий губернии действительного статского советника А. М. Устинова с прекрасной оранжереей и роскошной барской усадьбой». 



Грабовка являет собой образец усадьбы, создаваемой на новых экономических основаниях, обеспечивающих усадебную жизнь за счёт успешного сельскохозяйственного производства и переработки его продуктов.
Прошёл уже достаточный срок после «ошеломления» дворян-землевладельцев отменой крепостного права. Значительная часть дворянства, а вслед за ним и купечество, чиновничество, интеллигенция опять потянулись к земле.
Во-вторых, в Грабовской усадьбе отразилось новое понимание загородной жизни, более близкое к европейскому образцу, прежде всего, по уровню комфорта и архитектурному образу.
Главный дом построен на склоне, занятом парком, тянувшимся до реки Суры. К нему примыкал хозяйственный двор, с другой стороны – фруктовый сад.
Дом-дворец сразу вызывает ассоциации с европейскими резиденциями.
Глаз с удовольствием останавливается на знакомых по европейской архитектуре элементах: на ризалите в центре западного фасада с балконом и портиком; на фигурном парапете на фоне высокой шатровой кровли, на круглых двухэтажных башенках со сферическими куполами по углам.
Представляется, что дворец вобрал в себя все наиболее любимые детали виденных владельцами Грабовки замков, особняков, резиденций. Ничего подобного ему в округе не существовало, несмотря на то, что по соседству находились имения Араповых, Шаховских, не уступавших Устиновым по богатству и знатности.
Одновременно с усадебным домом закладывался парк в виде террас на северо-восточном склоне. Центром парковой композиции стал пруд, ныне почти заросший. 

В декабре 1918 г. Грабовка была национализирована. Былое богатство усадьбы: ценная мебель, бронза, антикварные книги – распылены и уничтожены. Несколько экземпляров уцелевших книг хранятся в областной лермонтовской библиотеке.


 


Летом 2007 г. Грабовку посетила Софья Алексеевна Маккензи с семьёй, урождённая Устинова, внучка последнего владельца Грабовки Н. М. Устинова. Она увидела современную фотографию грабовского дворца в интернете и узнала в нём семейный усадебный дом со старой фотографии, хранившейся у Устиновых. 





Лепнина сохранившаяся с давних времён ...



Лестницы, по которым шуршали юбки, спешащих на бал девушек ...

 

И самый шикарный рабочий кабинет - бывшая домовая церковь Устиновых.
Кстати, директор интерната с нескрываемой гордостью рассказывал о таких нововведениях прежнего хозяина, как водопровод, канализация, планетарий!


Изразцы, также сохранились до наших дней.


А это наша организованная "толпа" ))), которая никак не хотела покидать столь красивое место


P.S. Когда мы были в Тарханах, я случайно услышала фразу одной женщины "Я могла бы здесь жить". Так вот, я могла бы жить в этой усадьбе. Видите балкончик на втором этаже над входом? Он из покоев хозяйки. Так и представляю как с утра я стою на нём с чашечкой ароматного кофе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий